CD - Unknown grandeur of Russian Mountains. Sporty

Фри-райд в России больше, чем фри-райд.

Репортаж с чемпионата России и Кубка Европы по фри-райду 2001.

Не Вся Фотоколлекция с соревнований1. (Photo collection.)

Горные лыжи и сноуборд сегодня все более напористо, агрессивно, и порой даже абсурдно для непосвященного взгляда вторгаются в мир экстремальных спусков, нарушая порой догмы и постулаты горнолыжников-пижонов, в прошлом незыблемые, как закон всемирного тяготения. Рыцарям гор уже скучно на простом раскатанном склоне. Огромные неосвоенные снежно-ледовые стены манят их своей белизной, возможностью побыть один на один с Горой, почувствовать ее мощь, холод ледового хаоса и хоть на мгновение быть в чем-то первым. Не многие могут позволить себе уйти от удобных склонов с пушистым ласковым снегом и красивыми полуобнаженными девушками и выйти на "отвес", где нет свидетелей и судей. Серия прыжков, иногда падений кубарем, а в основном эквилибристика на грани или даже за гранью возможного, когда на всем ходу проскакиваешь хлипкий снежный мостик над полусотней метров холодного оскала глубокой ледовой трещины и он рушится тут же под тобой и краешком глаза ты видишь, как масса снега улетает вниз, а ты все-таки успеваешь перелететь через эту пустоту, вписываясь тут же в новый поворот возле очередного ледового обвала, которые "живут" здесь повсеместно, а их грохот приводит в трепет даже бывалые души, напоминая порой странное и непонятное многим слово - Армагеддон... Здесь-то и начинается новый мир, которому знатоки дали собственное имя - Фрирайд (Свободное катание).
Фрирайд - это прежде всего удивительное чувство свободы, океан свежего неронутого снега, вызов себе, поклонение перед Горой. Фрирайд - это стремление уйти от приятного комфортного катания к головокружительному спуску, к надрыву в душе и судорогам в коленях. Разница между Фрирайдом и легкомысленным катанием на горнолыжном курорте такая же, как между легким флиртом и бессмертными героями Шекспира - Ромэо и Джульетой. Порой это больше похоже на Дон Кихота и его борьбу с ветряными мельницами. В начале 90-х алмаз фрирайдической свободы огранили, загнали в оправу правил и на свет появился новый вид спорта с тем же именем. Фрирайд сегодня - это просто свободный спуск на лыжах или сноуборде по крутому неподготовленному склону, в котором участник, райдер, должен продемонстрировать свое умение технично, красиво и быстро двигаться по новому и интересному маршруту, ехать, не теряя головы, не за пределами своих возможностей, используя весь накопленный арсенал движения. Бешеная скорость спуска, головокружительные прыжки со скал, безумные падения привлекают внимание широкой публики.
Фрирайд - технически сложная и рискованная дисциплина. Особое внимание здесь уделяют формам и качеству судейства, кторое системой баллов и возможным субъективным пристрастием напоминает, скажем, фигурное катание или прыжки в воду с трамплина. Обычно соревнования проводятся с оценкой по четырём попыткам - на четырёх склонах с разным рельефом. Предпочтительно, в четыре дня, по спуску через день.
Выступление райдера оценивается по 6 критериям: Сложность маршрута, контролируемость движения, безостановочность движения, стиль и техника движения, агрессивность движения, прыжки. При этом критерий - «сложность маршрута» - является первым и главным в оценке мастерства фрирайдера. Именно этот показатель выступления определяет «правило двух баллов» по отношению к другим критериям. Это означает, что в случае выбора участником очень сложного маршрута, судья в праве добавить плюс 2 балла (бонус) к основной оценке. Так-же судья может вычесть 2 балла, если участник упал в специально обозначенной "Опасной" зоне (No Fall Zone - NFZ) - там, где падение "смерти подобно".
Обычно на трассе каждый райдер имеет выбор по сложности - от "сложного" до "супер экстрема". Понятие "сложность" включает в себя крутизну склона, разнообразие характера выбранной трассы, различное состояние снежного покрова трассы и наличие и отсутствие (!) на ней снежного покрова и т.д.
«Контролируемость движения» особо важно в зоне No Fall Zone - NFZ, где падение является наиболее нежелательным для райдера и сильно наказывается судьями. Особое внимание с точки зрелищности уделяется прыжкам на трассе. Порой, пролетая по 15 - 20 метров по вертикали, райдер умудряется не потерять контроль в движении и продолжить спуск. Однако прыжки не должны затмевать разум участников. Прыжок должен быть красивый, законченый, без падения. Если прыжок выполнен технически не грамотно - участник не сгруппировался, потерял контроль или упал - то он не засчитывается.
Оценки по всем критериям ведутся по 5 бальной системе, таким образом максимальное колличество баллов - 30 (плюс "бонус" правила "двух баллов").
В соревнованиях есть так же ограничительный фактор оценки - предел времени прохождения маршрута. Райдер, превысивший временной лимит, получает 0 баллов за свое выступление вне зависимости от его эффектности.
Огромное внимание во фрирайде придают безопасности и профилактики травматизма. Слабое место сноубордиста - зад (характерный "тормоз", когда других аргументов уже нет), помимо этого страдают колени и запястья (пальцы в том числе). У горнолыжников "больное" место - голеностоп. Реже страдает голова, но тем, кто яростно летает с больших трамплинов и кому еще могут пригодиться мозги, не помешает прикупить шлем. Кататься в шлеме сегодня - уже не позорно, наоборот, это признак того, что человек - мастер и катается на грани, но достаточно умен, чтобы дорожить мозгами. Ну а на соревнования без шдема вообще не допускают.
Во фрирайде не надо строить из себя героя, которому все по колено. Любой из тех, кто считает себя крутым профессионалом, хорошо помнит, что такое искры из глаз при неудачном падении. Причем парадокс в том, что при падении на зад искры почему-то "летят" из глаз! Просто эти две важные части тела соединены позвоночником для которого так же используют специальную защиту на грудь и во всю спину. Именно спиной гасят львиную долю энергии при прыжках, на мгновение запаракидываясь на спину и за тем мгновенно вставая вновь на ноги. В основы общей безопасности фрирайда так же входят лавинные "пипсы". Это небольшой приборчик одновременно является передатчиком и приемником. Если вас (не дай бог!!!) засыпало лавиной, то кричать безполезно. Физические свойства границы снег-воздух устроены по-предательски. Звук хорошо проходит из воздуха в снег и почти полностью отражается внутрь при обратном движении. На практике это означает, что, лежа под слоем снега, вы можете хорошо слышать своих потенциальных спасителей на поверхности и обораться, пытаясь им подсказать свое место нахождение. Именно поэтому лавинные "пипсы", посылая звуковой сигнал высокой частоты и мощьности надежно связывают пленника "белого безмолвия" со своими спасителями.
Во всем мире не так много мест, где принято проводить фрирайдические соревнования экстра класса. Это прежде всего Аляска - район Чугач, где бескрайние белые горы предоставляют полную свободу выбора, а характер снега позволяет надеяться на меньшую лавинную опасность. Далее идет Новая Зеландия с удивительными плоскими вершинами гор, на которые садятся не только вертолеты, принятые во всем мире для заброски райдеров к месту экстремального спуска, но и обычные легкомоторные самолеты, что на практике значительно дешевле и экономит массу времени. В Европе - это французские Альпы, ну и в России - это Приэльбрусье и Красная поляна.
Фрирайд молодой вид спорта, популярность которого с каждым сезоном стремительно набирает обороты во всем мире. Западноевропейские любители экстремальных ощущений уже сполна отдали должное фрирайду - образована Международная федерация фрирайда, прошли мировые чемпионаты, фрирайд включен в программу X-games - аналог олимпийских игр для экстремальных видов спорта), теперь слово за Россией.
В прошлом году в Приэльбрусе прошел первый "пилотный" Чемпионат России по фрирайду - "Спорти-Фрирайд 2000". Удивлению и приключениям участников и судей не было конца. Из-за плохой погоды все три заранее выбранные трассы из-за сильных снегопадов и лавинной опасности пришлось заменить, а на второй трассе лавиной вообще сбросило спасателя. Однако общий уровень катания участников даже в таких природных условиях был черезвычайно высок, а победителей разделяли всего лишь несколько баллов, которые и стали решающими в победе за главный приз - автомобиль Нива. Команда Eider прислала своих наблюдателей - чемпиона мира по фрирайду Антона Летяги, чьи рекомендации уже в этом году привели в Приэльбрусе "Первый этап кубка Европы в России", совмещенный с русским чемпионатом - "Спорти-Фрирайд-2001".

"Спорти-Фрирайд-2001" - как это была глазами не пристрастного почитателя.

После множества сложностей, сомнений и переноса времени соревнований (из-за катастрофического отсутствия снега на Центральном Кавказе в этом году) Второй Чемпионат России по фрирайду «Спорти-Фрирайд 2001» и Первый Этап Кубка Европы в России все-таки прошли с 9 по 15 февраля 2001 года в районе Приэльбрусья у подножия высшей горы России (а так же всей остальной Европы) - седовласого Эльбруса (5642 м).
Со всей России приехали лучшие кадры - профессионалы Москвы, Питера, Сибири, а так же с самого Кавказа - из Домбая и Приэльбрусья. Запад был представлен дюжиной известных райдеров обоих полов, выделяющихся прекрасной экипировкой, страстными разговорами про фри-райд, а так же стойкостью к русской водке. Среди гостей следует отметить американку Линду Петерсон - чемпионку мира 2000 года по рейтингу IFSA, француза Брайса Лекертье - многочисленного победителя этапов Кубка мира, победителя знаменитых американских X-Games 99 года, а так же норвежеца Питера Болстада - знаменитого "Короля холмов".
Организаторами соревнований, как и в прошлый год выступила московская компания "Sporty". Генеральным спонсором, без помощи которого данный праздник был бы просто не возможен, стала GG&MW Co. ООО «Воды Боржоми». Помощь соревнованиям оказало Правительство Кабардино-Балкарии и фирма "Эльбрустурист".
Судейство на Чемпионатах приняли на себя (IFSA) Международная Лыжная Ассоциация Фрирайда (Германия) и (ISF) Международная Федерация Сноубординга (Швейцария).

Ну вот наконец-то прошло торжественное открытие Чемпионата, а вместе с ним и предстартовая эйфория. После того, как почетный Гость - Президент Кабардино-Балкарии г-н Коков произнес громогласную оду во славу фри-райда, которую даже не потребовалось переводить западным гостям - все было ясно и без слов, а местные кафе и рестораны (где кстати очень вкусно кормят) выполнили план по продаже напитков всех сортов и мастей на месяц вперед; "участники соревнований" - потянулись на верх в поисках свежего снега и целины. Но все было тщетно. Окружающие горы стояли голы, как будто стесняясь своей наготы - за весь зимний сезон снег падал всего-лишь дважды и остался только в "запретном" Северном цирке Чегета, куда из-за лавинной опасности посторонним всегда был вход запрещен. "Праздничным" салютом грянул залп местных противолавинных пушек. Гулким эхом и грохотом ответили горы - по центру Северного цирка сползла весомая лавинная доска, оголяя скалы и поражая воображение: как это так - снега нет, а лавины есть! В небо вздыбились надувные ворота полу-игрушечные по форме - "Старт" и "Финиш". Пространство вдоль трассы украсили многочисленные банеры спонсоров и прессы. Кавказская МЧС заняла ключевые посты на трассе, искренне желая всем "ни пуха, ни пера". "К черту" - в небо полетела красная ракета и представление началось.
Напомним, что фри-райд - это свободный спуск на лыжах или сноуборде из точки "Старт" в точку "Финиш" по крутому неподготовленному склону, среди скал кулуаров и камней. Выступление райдера оценивается по 5 критериям: 1.Сложность маршрута. 2.Контролируемость движения. 3.Плавность движения. 4.Стиль и техника движения. 5.Агрессивность движения.
При этом критерий "сложность маршрута" является главным в оценке райдера. Соревнования делятся на три заезда - квалификация, полуфинал и финал.
Трасса "основного выбора" квалификации (то есть трасса, которую предпочли большинство райдеров, настроенных на борьбу) шла в кулуаре между двух скальных гряд, выход из которых - узкая горловина или скальный сброс, преодалеваемый только прыжком. Половина пути - сплошной "No Fall Zone" ("Без падений") - серьезное падение здесь весьма вероятно заканчивалось бы на носилках спасателей МЧС и дисквалификацией со стороны судей. Однако несчастье в этот день произошло на Финише в "лучших традициях Формулы 1". Один из спортсменов - горячий горец, трассу, на прохождение которой было отведено около 3-х минут, помчал секунд за 40. Все буквально затаили дыхание и, ожидая как он вот-вот пересечет финишную черту, готовили шквал апладисментов будующему Чемпиону. И вот за секунду до этого, он, закладывая последний вираж немного не расчитал - кант лыж соскользнул с бугра и он на поном ходу влетел в зрителей, обращая в хаос все на своем пути. Итог был грустен - он и одна зрительница были госпитализированны спасателями МЧС со множественными переломами. Остальные отделались тяжелым испугом.
Наступил вечер первого дня. Вывешены первые итоги судейства, которые по мнению участников как всегда не отражали их собственные ожидания и оценки. Вот и первая интрига чемпионата. В судейских протоколах на против фамилии Димы Кашпура из Питера стояла подпись - "не стартовал". Хотя все зрители отметили его выступление, как заезд потенциального призера. (Забегая вперед, скажу, что он занял в России второе место.) После некоторых пререканий с судейской коллегией, направленной на преодоление языкового барьера и нежелания признать ошибку ("Реанимация?.. Раз доктор сказал - в морг, значит - в морг!") судьи одним махом разрубили этот "Гордиев узел" - все результаты мужской квалификации лыжников анулированы, на следующий день общий старт по той-же трассе считается полуфиналом.
На самом деле фри-райд - это субъективная "легенда", какой ее "поймали" объективы фото и видео камер. Ведь только избранным зрителям удается пробиться в вертолет и наблюдать весь этот "экшн" в непосредственной близости. Сотни зрительских мест зарезервированы на "трибунах" противоположного склона, откуда все действие в хорошую оптику так же видно, как на лодони. Все остальное - дело прессы.
Как вы понимаете, если маршрут такой сложный, что и на лыжах, и на доске спуститься трудно, то подобраться пешком к месту съемки становится совсем проблематично. И уж если на какой-то точке оператор занял позицию, то большинству приходится с нее и снимать весь день, потому что быстро переместиться на другую точку не представляется возможным - высота 3000 м с лишним дает себя знать, после каждого шага начинаешь ощущать себя рыбой, вынутой из воды, да и снега мало только для лыжников - между камнями можно провалиться без лыж и по грудь.
Финал России, совмещенный с заездом европейского кубка проводился с вертолетной заброской (вертолет - подарок президента Кабардино-Балкарии г-на Кокова - пришелся как нельзя кстати). Вот борт с участниками и немногочисленными представителями прессы, которые могут и снимать и кататься, подлетает к небольшой снежной перемычке в горном хребте - перевал Азау, от которой до места Старта еще надо лезть по узкому гребню - слева и справа - пропасть. Пилот зависает в метре от площадки высадки и вся толпа, выпрыгивает в месево снежной бури, поднятой вертолетным винтом. Через мгновение вертолет закладывает вираж и эфектно проходя на фоне белой громады Эльбруса, уходит за следующей партией. Можно оглядеться вокруг - кому наметить трассу, а кому точки съемки.
На выбранной финальной трассе крутизна верхнего склона предельная - 40 - 50 градусов с обширными выходами скал. Прямого проезда нет, местами прыжок - единственный способ спуска вниз. Это стало некоторым камнем предкновения с судьями, которые по началу не могли согласиться, что трасса в России будет в прямом смысле "круче", чем на самых "крутых" фрирайдических соревнованиях во Франции - кубке "Red Bulls". Но выбора нет и им пришлось с этим смириться.
Дается старт участникам. Первыми "зажигают" досочники, за ними следом - горнолыжники. Сначала по жребию катят "буржуи", которые, осторожничая, соскребают остатки снега со скал, оголяя камни и изменяя одну и ту же трассу до неузнаваемости. Русские парни с криками, на которые горное эхо привычно отвечает: "мать.. мать.. мать..." "рубятся" напрямик, сокращая растояние эфектными прыжками метров по десять - пятнадцать. Тут "арифметика"проста - тот, кто не упал - тот и победил.

Итоговый протокол Чемпионата буквально потряс всех зарубежных гостей.

Результаты Чемпионата России по Горнолыжному фрирайду.

Сноуборд женщины:
1. Бузенкова Светлана -- Москва (Salomon)
2. Паль Элизабет Мария -- Терскол-Бавария ( Nordth-Wave Trake)
3. Кузнецова Светлана -- Москва
Горные лыжи женщины:
1. Тилова Татьяна -- Терскол ( Спорти-Dynamic)
Сноуборд мужчины:
1. Байдаев Александр -- Терскол ( Nordth-Wave Trake)
2. Стас Детков -- Таштагол ( Nordth-Wave Trake)
3. Байдаев Альберт -- Терскол (Nordth-Wave Trake)
Горные лыжи мужчины
1. Кирилл Анисимов -- Терскол( Cпорти-Dynamic)
2. Дмитрий Кашпур -- CПБ ( Кит-спорт)
3. Иванов Андрей -- Москва (Dinastar )

I-й этап кубка Европы по фрирайду.

Сноуборд.
Мужчины:
1.Moras Frederic Bernard (Франция)
2.Serin Frederic (Франция)
3.Байдаев Александр (Кабардино-Балкария) (1-е место в чемпионате России)

Горные лыжи.
1.Анисимов К. (Кабардино-Балкария) (1-е место в чемпионате России)
2.Иванов А.В.(Россия)
3.Petter Bolstad (Норвегия)

Женщины:
Сноуборд.
1.Бузенкова С.В. (Россия) (1-е место в чемпионате России)
2.Gastaud Claire (Франция)
3.Пауль Элизабет Мария (Кабардино-Балкария)

Горные лыжи.
1.Benoit Michelle Diane (США)
2.Linda Jean Peterson (США)
3.Тилова Т.Н. (Кабардино-Балкария) (1-е место в чемпионате России)