Вопреки законам тяготения.

Катание на роликовых коньках за какие-то последние 2-3 года захлестнуло умы "экстремальной" молодежи во всем мире, нашедшей здесь скорость, риск, чувство полета, а главное возможность проявить себя. Взлеты и падения, технично выполненные сложные трюки, полностью содранные в кровь спины и выбитые суставы - все это перемешалось, образовав неудержимый по напору и захватывающий дух своей зрелищьностью "Агрессивный" стиль катания, который буквально переполняет кровь чувством адреналина и пока покоряется лишь избранным "профи".
Давно известно, что любые сложные и даже в чем-то опасные трюки выглядят элегантно и легко только если их выполнение и совершенствование целиком и полностью поглощает и становится для человека работой. В этой связи шестеро парней из команды "ROCES" - РОССИЯ" не является исключением.
В обычной жизни эти ребята выглядят весьма скромно. Но когда дело доходит до роликов, то работа в магазине или банке, учеба в институте - все это уступает место катанию, где они буквально "отрываются" от повседневной жизни, вытворяя на площадке порой такое, что простой человек только недоумевает: "И как это его сейчас не размазало по асфальту?"
Увидев их выступление впервые в Крылатском, мне показалось, что в их трюках и прыжках нарушаются все законы всемироного тяготения. Шестеро ребят в хорошем темпе один за другим вытворяют на площадке серию трюков: то на мгновение запрыгнув на перила, скользя по ним и балансируя поднятыми к небу руками, как бы в знак победы над сложным снарядом, то совершая каскад прыжков. Вот молодой, красиво сложенный парень разбегается и с небольшого трамплина делает сальто прогнувшись с "пол-винта", с легкостью перелетая элегантную девушку, которая еще и руку вверх протянула. Подхожу познакомиться и прошу его как-то прокоментировать мне происходящее вокруг. Его зовут Дима Дырин и он уже более года член команды.
"Для более полного понимания вопроса, пожалуй, надо сказать несколько слов о существующих направлениях агресивного катания. Их два. Все это," - Дима обводит рукой вокруг, показывая на перила, разнообразные трамплины и "фан-бокс" (или "спайнт" - специальная горка для прыжков, одновременно имеющая и перила) - "составляет одно из них, с общим названием - "стрит", а рампа, которая стоит тут же под навесом (характерная конструкция метров пять высотой в форме внутреннего "полу-циллиндра", открытого сверху, которая позволяет выпрыгивать вверх за ее пределы, совершая различные трюки, и как бы вписываться на обратном пути) - другое. У каждого трюка есть свое название, которых всего в общей сложности наберется на несколько страниц мелким шрифтом. Внешне пара похожих прыжок с различным поджатием ноги может называться совершенно по разному. Огромное разнообразие существует так же в видах скольжений по перилам и различным граням."
"Мода как правило следует за прогрессом в технике исполнения трюков," - продолжает рассказ Дмитрий. "Когда начали делать сальто - это казалось пределом желаний. Но за ним "пришел" новый трюк с красивым таинственным названием "Мисти-флип" (своеобразное вращение через спину, когда туловище расположено параллельно земле, а ноги описывают 360 градусов перпендикулярно корпусу) - и все буквально "заболели" им. Падали, отшибали себе все что можно и что нельзя тоже, но все-таки со временем научились его крутить. Избранные его сейчас делают с трамплина, перепрыгивая через людей." Через некоторое время я сам вижу в продолжающемся вокруг меня "Roces" - шоу, как высокий парень, которого все почему-то зовут "Мамочка" с легкостью перелетает через голову все той же девушки, закрутив над ней хороший "Мисти-флип".
Роллеры буквально одержимы разработкой разнообразных прыжков и новых трюков. "Над неосвоенным элементом можно биться часами," - говорит Дмитрий - "падать, вставать и вновь идти на трюк до полного изнеможения. Порой со стороны кажется, что ты не чувствуешь боли. Головоломные прыжки сменяются жуткими падениями, а тебе надо встать и, спрятав боль в улыбку, вновь идти на выполнение следующей серии."
Покинув меня на некоторое время, он с легкостью исполнил "грэп" (поджатие ног и всевозможная их поддержка руками с различными дополнительным вращением) и сальто прогнувшись, перелетев вниз головой в высоком прыжке весь "фан-бокс" (метров пять, не меньше, от края и до края), а ведь многим это не всегда удается даже в обычном полете. Дима опять подъезжает ко мне, чтобы продолжить свой рассказ. По лбу струится пот, а глубокое дыхание после блестяще проведенной серии трюков показывает, что это прежде всего тяжелый изнурительный труд.
На этом первая часть выступления "профи" кончается и на площадку выходят все подряд, образу какой-то своеобразный бурлящий прыгающий муравейник, время от времени скользящий по перилам. Вот один из молодых, разбежавшись, пытается сделать "мисти-флип" в прыжке через "фан-бокс" и, недокрутив градусов 90, со всего размаха 2-х метровой высоты падает спиной на землю. Вокруг слышен не то шепот, не то смех. "Да, смеются и сам смеешься над своими падениями - это помогает перебороть боль", - коментирует Дима, поймавший мой взгляд и мое внутреннее напряжение.
Как правило трюки уже есть - их надо только высматривать в каких-то фильмах. Иногда к готовому трюку можно добавить что-то свое из собственной фантазии. "Я раньше занимался акробатикой," - продолжает Дима. "Акробатическая подготовка желательна, но не обязательна. Если акробатика за плечами есть, то сделать сальто легче, чем "скрутить 360" и наоборот. Порой психика человека бывает как-бы "заточена" на акробатику и ему мало доступны различные чисто роллеровские балансировки на перилах. Есть люди, которые держат баланс на перилах с несколькими резкими изломами, например, в подземных переходах, метров по десять."
"Если элемент накатан и четко поставлен - то он контролируется полностью. Если ты только учишься делать какой-то сложный трюк, то по-началу приходится как-бы в него "кидаться", не всегда четко осознавая в момент трюка, что происходит с телом, и лишь в самом конце начиная понимать, что ты сделал и как ты сейчас приземлишься - на спину или на руки. Иногда достаточно просто правильно закрутиться и тогда приземлиться на ноги можно хоть с закрытыми глазами.
Конечно когда вокруг много народу намного проще кататься. Ты сам как-то заводишься и хочется сделать трюк повыше и покрасивее, чтобы всем было видно и понравилось. То есть какая-то работа со зрителем определенно присутствует. Если некому оценить какие-то сложные элементы и весь тот риск, который неотступно с ним следует, бывает и прыгать- то особо не хочется. Хотя тренироваться лучше без народа."
Команда "Roces" существует уже второй год. Здесь наверно собрали в одно целое всех основных людей Москвы в этой области. За это время она неплохо себя зарекомендовала, выступая летом на различных площадках чуть-ли не каждые выходные и праздники - день России, презентация нового магазина, просто хорошая тусовка в Крылатском. В прошлом году в Москве в Лужниках проводили роликовый Экстрим - фестиваль. Для сравнения в Питере на дворцовой площади в день города я видел их лучшие выступления - это просто "детский лепет" по сравнению с Москвой.
Тем временем ребята из "Roces"-Россия, отдохнув полчаса, начали второе отделение своего шоу. Посадив на перила свою девушку, видимо для завершения композиции и большего куражу, парни начали прыгать перед ней, в высоком полете пролетая значительно выше ее. Со стороны это мне напомнило старую детскую сказку про Ивана Царевича, как он на сером волке прыгал перед царевной, сидевшей в высоком тереме.
Мое внимание особо привлек видеооператор команды. Сам небольшого роста он рассекал на роликах мимо всех, ведя камерой каждый стоящий трюк от разбега до приземления, передвигаясь параллельно спортсмену, а иногда даже кружа вокруг него на приличной скорости с работающей камерой. "Кличку "Малой" ему дали давно" - пояснил мне Дима. "Мы катались и к нам вдруг подошел такой мальчик маленького роста совершенно "без головы". Он тут же начал в рампе летать, пытаться сделать какие -то трюки. И у него это неплохо получалось. Со временем он повзрослел и за его какую-то цепкость и юркость мы его прозвали "Таракан". Он знает все выгодные точки съемки, откуда какой трюк надо снимать, чтобы он выглядел особо эффектно. Съемка идет параллельно движению спортсмена, реально показывая скорость и высоту отрыва от земли."
У агрессивного вида катания в Москве есть свой основатель - Роман Дырин, известный больше под псевдонимом "Акробат". В начале 90-х, занимаясь акробатикой, в поисках новых острых ощущений он начал отпиливать от коньков полозья и приделывать к ним колеса от скейт-бордов - так получались первые ролики. Кататься приходилось на улице среди прохожих по перилам. Тогда это было совсем в новинку. Сегодня он признанный авторитет и охотно делится своим опытом с более молодыми членами команды.
Российский класс по общему мнению уступает мировому, но не намного. Прогресс здесь у нас налицо. Судя по видеосъемкам, сегодняшний уровень команды "Roces" в "стрите" - это прошлогодний уровень Европы или Штатов. В рампе конечно нам еще до них далеко. В Москве всего лишь одна нормальная рампа, которая можно сказать не простаивает ни секунды. В рампе особо ценятся накатанные комбинации - серия трюков. Особое значение придается высоте вылета над обрезом рампы. Я смотрел с восхищением, как Рома "Акробат" вылетал где-то на человеческий рост, исполняя при этом еще какие-то трюки и элементы. На западе вылеты уже почти на два человеческих роста. Правда после такой высоты очень трудно нормально "войти" в рампу, так как в нижней точке порой просто ноги не выдерживают нагрузки. Новичкам же в рампе вообще делать нечего - тут можно так навернуться, что кататься в следующий раз захочется (если захочется) не скоро.
В роликах по "стриту" и рампе проходят даже чемпионаты мира. Оценивается прежде всего приземление. Если при приземлении человек дотронулся рукой до земли, то ему выполненный трюк могут не засчитать. Также учитывается высота исполнения, общее впечатление от трюка - его уровень сложности. Скажем можно просто выпрыгнуть высоко вверх и поджать ногу, удерживая ее рукой, а кто-то к этому еще добавит вращение - полоборота, оборот, полтора. Особо в чести универсальность. Если только прыгать или только кататься по трубам - нельзя выиграть соревнования. Всегда предпочтение отдается универсалам, одинаково уверенно чувствующим себя и на перилах, и в воздухе.
Тем временем "Roces"-шоу подошло к концу и ребята, переодевшись, затерялись в толпе зрителей. На площадке появилась молодежь - 5-7 лет, которая, начав в столь раннем возрасте, со временем заткнет за пояс всех сегодняшних кумиров.