Восточный Кавказ

Восточный Кавказ простирается на 480 км от Казбека до Каспийского моря. Он может быть условно разделен на четыре региона.
От верховий Терека и Белой Арагви на 5О км на восток простираются Ингушето-Хевсуретские горы с хребтами Куро и Шавана, где расположен популярный массив Чаухи (3842 м).
От истоков Чантыаргуна и Хевсуретской Арагви на 6О км на восток тянутся Чечено-Тушетские горы.
Далее на 22О км протянулись Дагестанские горы. Довольно большой популярностью здесь у альпинистов пользуется скальный массив Ерыдаг (3925 м), по западной и северо-западной стенам которого проложено 14 маршрутов 5-6 категории.
Восточнее, вплоть до Апшеронского полуострова на 150 км тянутся Азербайджанские горы.
В альпинистском отношении - это наименее освоенная часть Кавказа из-за длительности путей подъездов и подходов. Большинство вершин еще только ждут освоения.

Массив Ерыдаг (3925 м).

Маршрут С. Ефимова по левой части северо-западной стены через "зеркало". (1981 г)

Протяженность участков 5 к.т. - 350 м, 6 к.т. - 580 . Средняя крутизна - 79 градусов. 4 ночевки на маршруте.
Массив Ерыдаг находится на Восточном Кавказе в 20 км. к югу от поселка Усухчай в Дагестане. Отвесные стены сложенные из известняка с перепадом высоты - 1000 метров, по которым проходит более 10 маршрутов экстра класса, однако маршрут, пройденный через "зеркало", признан здесь лучшим по сложности и применению всех видов скальной техники. Гладкая нависающая стена "зеркала" с мелкими крепкими зацепками, камины и гигантские внутренние углы доставляют истинное наслаждение при прохождении свободным лазанием.
До восхождения на Ерыдаг, об этой стене узнали 5 команд и каждая из них поехала на стену в надежде, что она будет единственная, спокойно выберет маршрут и будет первая в чемпионате Союза. В результате все 5 команд, не сговариваясь, приехали под стену и в итоге получился как бы очный чемпионат - всем было ясно, что призовые места распределятся на этой стене.
Наша команда узнала о стене совершенно случайно от ленинградского лидера Л.Трощиненко. Я обещал ему, что он будет выбирать маршрут первым и наша команда не будет ему конкурентом. Именно поэтому мы отказались от основной жеребьевки и маршрут, который мы выбрали и лелеяли - потенциально лучший - был занят. Два дня мы просидели в лагере в состоянии потерянности и безысходности, наблюдая, как другие работают на стене. Мы оказались в ситуации совершенно безвыходной, все лучшие логичные маршруты заняты. Либо сразу выходить на маршруты и знать, что ты будешь 4-м или 5-м, что для нашей команды не приемлемо, уже 2 место считалось для нас равносильно поражению, то есть либо заранее проигрывать, либо что-то делать. Но мы не знали что. Команда просто сидела вся и "зрела".
И когда кто-то сказал: "Давай попробуем здесь - через зеркало...", - это выглядело как абсурд. Я это вообще сначала не воспринял. Но от безвыходности мы начали в душе решать, что мы или пройдем этот "безумный" маршрут, или опозоримся. А идти маршрут который нам был неинтересен, для нас слабый, не хотелось. И это вынудило нас идти на совершенно новый сложнейший маршрут. Вначале когда нас спросили куда вы пойдете, и мы как бы в шутку сказали: "По зеркалу", то нам никто не поверил. Судьи обдумывали, "переваривали", потом подошли и говорят: "Серьезно, что ли?" И вот это состояние команды - мы ведь не договаривались, что мы пойдем на этот маршрут - здесь как спусковой крючок нажали, и все сказали: "Да. Серьезно". Все дружно пошли спать - решение было принято, все были готовы это сделать. На следующее утро мы вышли на наш маршрут, который стал "золотым" и самым лучшим техническим маршрутом моей жизни.
Нижняя часть оказалась очень крутой - градусов 75-80. Рельеф мелкий, но крепкий - так что мы прошли все свободным лазанием, но на грани срыва. Особо трудоемким был выход через небольшую нишу на большую полку (300 м) с пещерой и хорошим лежачим бивуаком. Затем трудный участок подхода под "зеркало", пройденный так же свободным лазанием. И далее было "зеркало". Снизу мы вообще не представляли как мы будем лезть по нему. Еле-еле просматривалась небольшая трещинка, но что там на самом деле - никто даже не догадывался. Подойдя к нему, мы увидели к своему счастью, что по центру идет единственная маленькая трещинка. Первые 4О м я лез чисто искусственным лазанием - на лесенках. Трещина то прекращалась, то опять появляется, потом она начала становиться шире и шире и уже в верхней части, выход под нависание - под пробку, она превратилась в небольшой камин. У меня было такое состояние, что если я остановлюсь и закладка в первые секунды не положится, то страховки не будет и я просто оборвусь.
У меня было состояние, что идешь сверх своих возможностей. Два дня работы первым, лидером, да еще на таком зеркале дали о себе знать. В итоге я после всех этих нагрузок просто выключился. Вылез на полочку на скальный "минарет" - (участок в верхней части зеркала, окаймленный каминами и напоминающий купол минарета) - и чувствую, что я не могу ничем даже пошевелить, что я уже не контролирую свое состояние. То есть мог быть просто психический срыв, если бы у меня не было бы замены.
И здесь нам просто под конец повезло. Когда мы вышли на наш маршрут, мы знали, что нашу верхнюю часть должна пройти команда из Москвы Бабицкого, и мы думали, пересечь её путь и уйти вправо. Нам нечего не оставалось делать, хотя после зеркала, это было бы крайне не логично. Но когда команда Бабицкого не выдержав напряжения, сама ушла вправо, оставив нетронутой нашу верхнюю часть - мы ощутили огромный моральный подъем, так как маршрут получался очень красивым, логичным, прямым. Сейчас я понимаю, почему команда Бабицкого ушла. Он был единственным лидером и работал один, проходя труднейшие участки первым три дня подряд. Наверно он просто не выдержал, и некому было больше его заменить. У нас в команде было кому идти первым - всегда минимум 3 человека - лидеры.
И так, далее нам остался выход на вершину по "книге" - серии внутренних углов с "пробками" (250 м), которые мы пролезли свободным лазанием с хорошей скоростью.
С вершины спуск по плато вокруг всего массива пешком. Прекрасная гора! В итоге желание сделать что-то лучше других, показать, кто ты есть на самом деле в условии жесткой конкуренции, что ты можешь, при прочих равных условиях, заставляло нас выбирать то, что сначала казалось совсем невозможным, даже не смотрелось, и даже мы сами не представляли. Если человека заставить внизу, дома работать по 1О часов в таком напряжении, то он просто не сможет, а ведь при восхождении идёт работа по 5-10 дней. Это нагрузка колоссальная - особенно на первого.